Пятница, 26.Апр.2024, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Самарская музыкальная студия

История появления, развития и деятельности Куйбышевских ВИА.

     Появление музыкальных коллективов малой формы-ВИА (вокально инструментальных ансамблей) было обусловлено общим развитием культуры и техники, повышением уровня жизни в СССР, появлением большого количество записей западных музыкальных групп- Битлз, Роллингов и других. Как это начиналось? Чем же отличается ВИА от других видов музыкальных коллективов? Можно  точно сказать, что в Самаре ВИА появились в 1966г.
     Ансамбли в СССР были конечно и до 1966г, но появлялись они в виде традиционных составов, классический струнный квартет, джаз-комбо, диксиленд, ансабль популярной музыки и прочее. Все мы любили такие коллективы - Г.Чохэли, Н.Брегвадзе, цыганские, Аккорд, Ореро и многие подобные им. В них использовались различные музыкальные инструменты и в этом и была их прелесть. Рояль, аккордеон, пару нежных скрипок, ударные, гитара и 2-3 духовых инструмента давали обширнейший колорит звучания. Если кто то смог "добыть" гавайскую гитару , перкуссию или что то  еще экзотическое  и ввести в свой ансамбль эти инструменты, то успех был практически гарантирован. Но эти ансамбли и их музыканты как правило обладали серьёзной подготовкой и знаниями аранжировки. И вот...с подачи "гнилого Запада" , первого электро гитариста Чарли Кристиана и мастеров гитарного дела в западной музыке появилось новое, интересное, несложное, но очень красивое. Это было сугубо гитарное электрическое звучание ансамбля.
     Фишка была еще и в том, что вместо (зачастую) малой барабанной установки -"тройка" на сцене появилась шикарная "кухня" - барабанная установка с шикарным звучанием металлических или деревянных, а не фанерных барабанов. Комплект из десятка инструментов с "правильным пластиком", отличными палочками, чудесным "железом" стал роскошью . Они прекрасно смотрелись и еще лучше звучали. Барабанщик стал настоящим королём музыки. Немало изменилась и роль гитариста таком ансамбле. Их стало трое -соло, ритм и басист. Усиленные "комбиком" - звуки гитар и баса дали громкое"полное" звучание ансамбля. Во всех предыдущих видах ансамблей гитара аккомпанировала, имела прикрытое звучание, то в ВИА ритм гитара выполняла ту же функцию, но и "педаль" , рифф и контрапункта и др.
     За счет разнообразных струн, звукоснимателей, тембро блоков и "примочек" - дополнительных блоков эффектов звуки соло гитары приобрели прямо таки революционное значение. Хорус , фленджер, вау, смолл стоун, овердрайв, дистошн, фаз, компрессор и другие эффекты сделали соло гитару ведущим солирующим инструментом не только в ВИА , но и во многих других ансамблях и даже оркестрах. Они используютсяво всех трех разновидностях гитар.
      Революционные возможности появились и в бас гитарах.  Кроме имитации контрабаса(первоначально) появились мощные плотные звуки типа Фендера джаз-бас, рычащие Рикен бейкеры, Крамеры, слеп басы, игра аккордами  в басах, и даже большие сольные куски мелодии и украшений, импровизаций на басу. Сейчас пьеса с постоянной игрой шестнадцатыми в темпе presto в басу уже не редкость. Слушается это изумительно,хотя такая музыка конечно только для обожравшегося извращенного профессионала. У простого слушателя вполне могут отвалиться уши.

     Одни из первых, и пожалуй самые известные ВИА в СССР были "Поющие гитары" рук. А.Васильев.  Группа музыкантов с гитарами, с красивым названием сразу показывала суть и характер подобных ансамблей -  несколько (обычно три) гитар - бас, соло и ритм, барабаны и вокал. Это были молодые парни, в красивых костюмах и выдержанно, даже сдержанно, ведущие себя на сцене. Кочевряжиться, строить ужасные или глупые рожи, быть полуголым или в модно рваной одежде было нельзя, да и не хотелось. Мы хотели красоты во всем, в поведении, звуках ансамбля и вокала и атрибутах. В начале вокал ВИА был несложный, без огромного количества современных вокальных техник или "фишек. Я имею в виду разщепление, гроулинг, сип и хрип, рык, прононс, визги, сильное вибрато или глиссандо. Всё этоо пришло в вокал много позже, а пока это был как правило мужчина солист, с красивым (обязательно) голосом, тенор реже баритон и никогда бас. Потом ВИА стали использовать и несколько голосов одновременно, преимущественно мужских и иногда с некоторым включением женских. И сейчас люди любят и помнят "Сумерки" из репертуара "Поющих гитар". Часто использовались также новые клавишные инструменты - сначала электроорганы а со временем их заменили синтезаторы, придающие саунду некоторую волшебность, нежность и красоту. Красивый звук  трех гитар, где солист часто использовал рычаг-бендер, чистый звук у ритм гитары и плотный но простой звук баса, вкупе с нежным звуком "Ионики", Матадора", "Рэд аккорда" и др. и явился тем самым "настоящим" звуком ВИА, который его характеризует и сейчас.
        Звук ВИА стал очень широким, электронно волшебным и..своеобразным. Наряду с  симфоническим, духовым, симфо джазовым, Биг -бэндовым и народным оркестром, комбо джазом, этно, диксилендом и прочими ансамблями, ВИА сразу занял свое очень достойное место среди музыкальных коллективов. 
         Конечно этому толчку способствовали своим творчеством многие новые западные музыкальные ансамбли и прежде всего Битлз. Ряд ансамблей я пометил как ВИА-РОК по причине, которую раскрою ниже. Это достаточно спорный вопрос, который часто поднимается при спорах о музыкальных стилях. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе.
          Армия, Техникум, Институт и даже Школа -это всё места, где легко можно было найти как и аппаратуру, так и зал для репетиций. Иногда даже в обычной организации работающей по связи, электро, в транспортной авто колонне, легко можно было найти пустующий Актовый зал, который можно было несложно забронировать для репетиций. Аппаратуры было мало, но вот времени для занятий "хоть завались". Скажем наш Куйбышевский ВИА "Орфей" начинал в 1966г в КЭТ-(Кйбышевский энергетический техникум.) Затем мы перебрались в 1967г в "Кабельный завод" у Ж/Д Вокзала,  и затем скоро переехали в Политехнический институт на Нефтяной факультет до 1971г. 
        Когда я приехал из Свердловска в 1975г на второй же день меня увидел друг-Толя Попелышко..на улице. О..!Валет. Ты что? вернулся? классно...а то мы завтра играем выпускной в Школе 81 а вот не хватает. Ну теперь ура. И на следующий день мы уже там играли выпускной. Фильм ужасов начался...но играли мы лихо. По ходу у нас сгорел самопальный ламповый усилитель, Десять минут на починку и снова в бой!
        Рок и попса без остановки. Битлз, Криденсы, Роллинги немного перемешивались советской попсой. Зал на ушах...все визжат от удовольствия, ни одной драки или пьяни или мата. Девчонки--счастливые, парни и мы -тоже. И понеслось снова. Потом мы сели в 28 Школу (за филиалом САМАРЫ) и собрали там классный состав. Пять великолепных глоток- Р.Каспарянц, А.
Попелышко, М. Сорокин, О. Беляев, В. Подкорытников, отличный барабанщик П. Панов, ну и я на фоно. Развернулись не хило. Том Джонс, Битлз, Роллинги, О.Салливен, Клифф Ричард и многие другие фирменные исполнители были многократно перепеты. Скажем песню "Отчего" мы пели на пять голосов ! в оригинале кажется в четыре. Звучало широко, бойко и красиво. Затем в 1976г мы пересели в Д.К им.Революции 1905г. Набивалось в танц.зал аж до 800 человек. Публика красивая, молодая, все танцуют, драки были редко и короткие. Злобы в народе не было! Нам за это - Танцы по субботам и воскресеньям, неплохо платили - по 80р. Характерный момент -мы преимущественно переигрывали музыку уже известных иностранных исполнителей, и лишь некоторые особо прогрессивные ВИА свою. Не знаю с чем это связано, возможно еще не созрели- искали новых хороших исполнителей, улучшали аппаратуру как могли. С этим в стране была беда -самодельные усилители, плохенькие колонки, слабая мощность мешали двигаться к Рок музыке, в которой необходим "Полный звук" для голосовой аппаратуры, мощные комбики на бас и гитары, хорошие микрофоны. Появились звуковые комплекты "Гармония" (70ватт)  , "Венец" -100ватт, с пленочным ревером,"Солист". Некоторых выручали "шедевры" соц. стран -венгерский ламповый "БИГ" ,  "Регент" из ГДР (с хорошими динамиками). Это уже было круто! Так везло редким ансамблям.
       Начал в одиночку собирать аппаратуру. Смотрел наперёд, молодец! Это потом лихо окупилось. Затем в 1977г  пересели в ресторан "Океан" у "Шипки".  Тут уже пошла и работа, и парнас-файда, набор репертуара, опыта, аппаратуры и поиск "своего" состава. По сути это был тот же самый -демократичный состав-ВИА.
          Много лет наши Куйбышевские ВИА являлись питательной базой для ресторанных и профессиональных ансамблей.  Это было золотое время для развития ВИА, Культуры в целом. По стране появилось много прекрасных ансамблей - Поющие гитары, Голубые гитары, Машина времени, Песняры, Синяя птица, Самоцветы и многие еще. В Куйбышеве, да и во всей стране,  руководство, видимо, держали нос по ветру.  Сразу начались конкурсы "Студенческая весна"  начиная с 1967г. Сначала они проводились по факультетам в институтах, а затем и между институтами. ГАЛА  концерт  был в "ОДО".  Даже на факультетские "Студ.Вёсны " было не попасть. Это было время музыкального голода -опыта мало, но играть хотели всё! Почти. Мы заранее брали для своих конкурентов- соперников-друзей ВИА "РИФЫ" с десяток билетов на наш концерт. И они нам отвечали тем же.Так было не только в Политехе, но и в Авиационном и во всех институтах.



Список наиболее известных ВИА г.Куйбышева-Самара(1966- 2022г)

                                   Они были первыми.   Год 1966

               ВИА "Колокольчик" рук.гитара Александр Безденежных, гитара Юрий Федоров, бас Дмитрий Давиденко, барабаны- Владимир Машанов и Олег Безводин
               ВИА "Орфей"
состав 1966г 
Рук.басист -Борис Братчиков, гитаристы Владимир Ковальский, Виктор Семёнов и Владимир Филатов, пианист Валентин Сердобов и барабанщик Евгений Дорофеев, вокал Ольга Пичугина.
2 состав 1967 - рук. Сердобов Валентин, Батуков Саша, Ефимов Саша, Силантьев Женя, Попелышко Толя, Каргин Виктор , Эмирасанов Юра, бараб Прохоров Саша, 

3 состав состав 1975-1977 - рук. Сердобов Валентин-пиано, гит.-Попелышко Анатолий, бас-Сергей  Щербаков, гит- Михаил Сорокин, вокалисты  -Рубен Каспарянц, Олег Беляев, Вячеслав Подкорытников, бараб. Павел Панов

               ВИА "Рифы" 
состав 1967-рук.  Ковальский Владимир,  Романовский Алексей, Бурба....., Мзия Кварцхава
               ВИА "Скифы" 
состав 1967- рук. Бочарников Владислав, Лиманский, Георгий Сомов-бараб, Дядичев Володя, Щербаков Дмитрий,  Бибиков
               ВИА-Рок «Славяне»  1967 рук. гит. Воробьёв Александр, гит.Сарычев Вячеслав, Терёхин Сергей-бараб, бас Кузьмин Александр, клавишные Анастасьев Александр
              ВИА "Фаит" 1967
Рук.клавишные Тукумцев Вячеслав
              ВИА "Лель" Пединститут 1968 
Рук. клавишник Михаил Медведев, гитара-Вячеслав Малов, бас-Владимир Чернышёв, барабаны, Алексей Романовский.

                         И пошло поехало...

              ВИА "Аргонавты" 
              ВИА "Атлас" - Рук.гит Юрий Мастрюков
              ВИА "Билис Барбекью"
              ВИА "Атлас" 

ВИА
"Серпантин" 1972
               ВИА "Зеркало"  1972
Козырев Вячеслав бараб, Самойлов Николай, Черчес Александр,   
               ВИА "Самоцветы" 1972
Безмельниин Валера, Евгений -клавишные,

               ВИА Атлас"
Рук.гит Юрий Мастрюков
               ВИА «Бенефис»
Акимов Алексндр, Малеев Анатолий, Широбоков Виктор бараб,вокал Светлана Царёва
               ВИА «Галлы»
гитара Владимир Ильин,
               ВИА «Молодые голоса»  
рук. Дубровский Андрей, Лачугин Анатолий,

               ВИА « Билис барбекью" 1992г   Фурман Станислав, Горланов Алексей,  Федотов Дмитрий,  Максим Новиков, Косицин Олег, Коля   бараб
               ВИА «Постскриптум» 
рук. Безденежных Александр, Юрий Федоров, Дмитрий Давиденко, Олег Безводин барабаны

               ВИА «Электронный муравейник»
               ВИА «Час пик»
               ВИА «Ваганты»
Вадим Захаров.
               ВИА «Лель» -2  КИПТЫ   
Кириллов Виктор
               ВИА «Братья Грим»
Борис (гит)и Константин т(бас) Бурдаевы, вокал -Екатерина Плетнёва, Максим Малицкий -гит, Антон Шаронин -барабаны 

               ВИА «Волгари» 
Анастасьев Александр, Новиков Андрей, Подяжкин Анатолий, Адамович Юрий

               ВИА «Витязи»
ВИА « Время Ч»  1991г рук.
Горшков Максим, 
               ВИА « Вода»  1991г рук
               ВИА «Группа Тэлика"
рук. Мовсесов Тэлик, Игорь Пластинкин, Аринин бараб

               ВИА «Куйбышев»
               ВИА «Марафон»
               ВИА «Стоп тайм»

               ВИА «Ключ»
               ВИА « Небо России» 
рук. орган  Сосновский Александр, бас Панков Валерий, барабаны Сосновский Олег
               
ВИА «Новокуйбышевск»
рук. Черников Сергей, Цветаев Владимир
               
ВИА-РОК «Ястребы The hawks»

               ВИА-РОК «Репортаж» рук.Александр Прохоров,  Дмитрий  ...., 
               ВИА «Хана» Рук.Стас Фурман (гит)
               ВИА «Самара» 
рук. Михаил Новиков, 
 Игорь Трегубов, Фирдус Галимов, Марина Тимашевская, Сергей Каткасов, Павел Мошкин.
               ВИА " Синтез"1980
рук. Яницкий Александр
- гитара, Михаил Яницкий - клавишные, Нина Яницкая - вокал,          Владимир Усманов - ак.гитара, Тимофей Лях - саксофон, флейта, Сергей Борисов - бас.
               ВИА «Спринт»   
               ВИА «Хобби» 1991г   рук. синтез Коган Евгений, бас Нагорный Владимир, барабаны- А.Емелин,

               ВИА « 1986  рук. Лепилин Владимир, Сердобова Алена,
               ВИА «Час пик» 
Рук. клавишные Александр Черчес,Александр Савельев, Иван Маслов, Владимир Петров

               ВИА «Рассвет»  рук. гит. Пантелеев Александр, клавишные Москвин Виталий, бас- Канценберг Борис, Ливагин Алексей,
               ВИА «КИПТ
Авербах Александр, Кириллов Виктор,

               ВИА «Славяне»-2 
рук. Моторкин Виктор, Замоздра Николай, Шахновский Евгений, Трубников Виктор-бар.

ВИА «Singls» 
               ВИА « Синяя птица» 198...  состав 1978г. рук Роберт Болотный,  состав -2. Комаров Алексей, Комаров Александр, Клюшин Константин  (уточняется)
               ВИА « Политех»-   Мачкасов Николай, Лапотухин Александр, Немнонов Алексей, Краснов Сергей, Иванов Владимир, Олег Предтеченский
               ВИА «Дивоцвет»  рук. Файн Григорий, бараб.Роман Мессалимов, Мачкасов Николай,
               ВИА Д.К.Металлургов -
Рук. Толкачёв Николай,

               ВИА «Плановый»
Рук. рояль Лев Лепский
               ВИА «Проспект» Рук.гитара Сергей Исаев, Бас Валерий Зелянин, бараб Вадим Яборка, клавишные Юлия Бородина
        
       ВИА  Д.К. «им.Кирова»
Капорх Виктор Усатый

               ВИА «1905г рук. 1976
рук. Дмитриев Игорь

               ВИА «Д.К.Победа»
рук. Аркадий Рябов, Валера Ветров, Мельник Владимир
               ВИА «Волжский проспект»
Бутов Сергей-клавишные, бас-Мачкасов Николай, гит-Раскопов Алексей, вокал Каткасов Сергей и Марина Тимашевская, Павел Мошкин-барабаны.


Д.К. «Современник»
Д.К. «Заря»
Д.К. «Дзержинского»
Д.К. «Завода Клапанов»
Д.К. «Станкозавод»
Д.К «Чайка» пос.Управленческий
Д.К. «МИР»
ОДО
Уточняются информация по музыкантам - Надеин Александр, Горшков Вадим, Любимов Борис, Анатолий Крутов, Никулкин Вячеслав, Соколов Александр -гит, Соколов Александр -бас, Добрышкин,Туляков Виталий, Шнейдерман Борис, Чувиков Анатолий, Маньковский Василий, Сергей Мухин,  Пантелеев Александр Хазов Виталий, Ромашов Александр , Саша Конев, Гончаров Саша, Никифоров Валерий -Чиж.  Мартынченко Евгений, Вена Наянов и др
Категории раздела
Концерты [0]
Предстоящие концерты в Самаре
Новые фотографии и видео [0]
Новые фотографии и видео созданные студией "СМС" или ретро материалы о самарских музыкантах.
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024