Суббота, 20.Апр.2024, 04:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Самарская музыкальная студия
История звукозаписи в Самаре.  В 1918г. руководитель Советской России В.И. Ленин издал Указ о создании Центрального Архива России.  Затем он был преобразован в Центральный Архив СССР. Было создано огромное количество художественных произведений и ценностей в СССР. В стране велась широкая работа по архивации культурного наследия театра, музыки, кино, мультфильмов, архитектуры.
В 1991г в России создан Центральный Архив Российской федерации.  И началось…
 Многое из всего культурного наследия СССР  было разворовано, разрушено, присвоено с использованием мошеннических схем, продано на Запад за бесценок. Закрыто огромное количество Дворцов культуры и районных клубов в городах, деревнях и районах. КУЛЬТУРА стала переть изо всех дыр. Это назвали красивым словом"ПРОРЫВ".
          А в это время музыкальное наследие Запада сохраняется «Его Величеством –Долларом». Скупается всё, что можно и всё, что стоит. Монетизация культуры там на высшем уровне. Авторское и патентное право строго охраняет интересы любого человека и бизнесмена.  В основном конечно, но не без исключений. У нас же всё искусство успешно разворовано «эффективными менеджерами».
А как же теперь  обстоят дела в Самаре, в области культуры и в музыке в частности?  Начнем смотреть  этот вопрос примерно с 1968г (более ранней информации к сожалению не имею.)

            1    Впервые мне довелось оказаться на Куйбышевской студии телевидения в 1968г в канун Нового года. Через знакомых нашего барабанщика Жени Силантьева нам (ВИА "Орфей из Куйбышевского энергетического техникума) повезло попасть на съёмку Новогодней программы. Сначала нас записывали в звуковой студии. Записывали на один какой то микрофон на кране (наверное на конденсаторный ламповый ЛОМО или Нойман). Был какой то ламповый пульт (или Тесла или Биг видимо)  и магнитофон (СТМ) с 38 скоростью.  Затем уже  записывали видео ряд, точнее кино материал с нашим участием. Записывали нас на улице у ёлок во дворе студии. Ни о какой то синхронизации аудио и видео не могло быть и речи. Не было ни опыта ни методик для съёмки  видео-кино клипов. Не было даже элементарной подзвучки аудио материала. Было холодно -20гр. но мы были как "Битлзы" в пиджаках . Мы надёжно натянули улыбки на закостеневшие лица. В результате наш гитарист Санёк Ефимов с жуткой радостью в медленной песне"Лучше нету того цвета"  чесал на своей гитаре с огромной скоростью - 64ми. Пел Батуков Александр, на бас гитаре играл Витя Каргин, на барабанах играл Женя Силантьев. Я на органе "Ионика" всё же догадался играть медленно и плавно. Правда это положение не спасло. При просмотре этого клипа в Новый Год 1969г я радостно хохотал видя как Санёк как заяц набатывал на гитаре, но и я с замерзшей рожей выглядел тоже смешно. Хорошо хоть ТВ передачи в то время были не цветными. А то я бы был похож на морковку. "Они были первыми". Тогда таких клипов на Куйбышевском телевидении еще не выпускали. Это был мой первый опыт звукозаписи. Кроме Куйбышевского телевидения студий в то время не было.
            Следующий опыт я получил при общении с композитором М.Г Левянтом в 1981г. Теперь это Председатель отделения Союза композиторов Самары. Марк в ту пору собрал  из нас "Могучую кучку" - ресторанных музыкантов умевших более -менее неплохо  играть и игравших на японских синтезаторах.
Это были фото1- Валентин Сердобов (слева), Александр Пружинин(справа),    ,           
 фото2- Александр Авербах (в моих крепких руках), и фото 3-Александр Генсон (слева).
Мы с Генсоном имели крутые для того времени "Корги". Это не порода смешных пёсиков а хорошие синтезаторы. Не помню на какой магнитофон мы записывали, боюсь что даже не на 38 скорость а на обычный  маг. Играя на двух синтезаторах в 6 рук мы пытались что то там синхронно записать...Марк волновался (он такой чувственный), мы ошибались (опыта синхро записей еще не было) и очень громко и нехорошо ругались на себя, но что то мы все же записали. Это было на студии "Кукольного театра"-бывший кинотеатр "СМЕНА" ул. Самарская/Л.Толстого в 1981г.
           Затем  вместе с М.Левянтом мне довелось записывать фонограмму-минусовку к спектаклю Куйбышевского драматического театра  "Романс". Очень красивая музыка. Потом мы записывали и голос на мою минусовку. Сначала попробовали Московского певца Стаса Громова, но мне пришлось его забраковать. Он нестроил  очень сильно а Melodine  еще не изобрели. Тогда я предложил нашего известного ресторанного певца Стаса  Гололобова. Тот пришел и сходу спел под мой живой аккомпанемент ...идеально. Но... Оказалось что минусовка сделана на другую тональность для С.Громова. И Стас спокойненько выдал этот романс с большой тесситурой на квинту выше. Я взвыл от удовольствия (минусовку не надо переделывать) а Марк ахнул.  Валя!? А мне же хотелось густой тембр баритона а тут получился юный пацан-тенор. Вот какие бывают неожиданности. Теперь этот чудесный "Романс" можно услышать в той же аранжировке в исполнении Валентины Пономаревой.                             Началась эра правильной, достаточно профессиональной звукозаписи эстрадной музыки  с новыми инструментами и методиками.   Появились новые имена - звукорежиссеры, которые стали заниматься реальной, эстрадной звукозаписью в большом обьёме
             Чуть ранее в Куйбышеве появилась новая ВИА группа "Синяя птица". 
Звукооператорами в «Синей птице» были В. Безденежных.  и А. Безденежных. На ГТРК Самара успешно трудились В.Уваров, Рафкат, В.Бунеев, Ю.Брюзгин.  В студии на территории Самарской Филармонии была создана мощная, частная студия в которой работали братья К. Кащеев и С.Кащеев. Такая же частная студия была создана и на базе театра САТОБ, где работали С.Хумарьян и А.Агеев. В Цирке и Дворце Спорта были созданы и успешно работали студии А. Яницкого,   М. Яницкого. В студии «Синей птицы» а затем и самостоятельно работали отличные звукорежиссеры С.Советов и С.Борисов. С молодежными коллективами работал звукорежиссёр Давыдкин.

               Все эти звукорежиссеры работали преимущественно в области эстрадной музыки, но некоторые из них работали и с небольшими вокальными коллективами, инструментальными группами, рок группами, классическими солистами. Комплекты аппаратуры были в основном недостаточными, но многих спасал опыт и желание, постоянный рост и изучение новинок аппаратуры и методик работы. Обычно в студии работали по два человека один записывал минусовки на синтезаторе, а второй работал непосредственно с записью живого звука. Они же и подменяли друг друга в случае необходимости.
                В 1992г на территории «Д.К.Звезда» организовали «Самарскую музыкальную студию» и мы- Сердобова Е и Сердобов В. Пришлось с ходу записывать в счет аренды помещения и оркестр русских народных инструментов под управлением В.Харапуда, отдельных исполнителей Грушинского фестиваля, записывать музыку для театра В.Петрова из «Звезды», делать фонограммы для различных музыкантов –солистов, записывать хоры как народные так и классические. Мы записали несколько треков -минусовок для спектакля  "Приключения кота Леопольда" для театра "Самарт" который поехал с ним в Японию и потом на Кубу. Это было приятно и почетно. Затем пошли записи для  Самарского драматического театра -"Звуки музыки" , для театров "Витражи",  "Камерная сцена" и других.
                Музыканты начали создавать частные студии в Д.К 9ГПЗ –А.Прохоров, А.Гончаров, Д.К 4 ГПЗ, во Дворцах пионеров Д.Вдовин, Д. Москвин, Д.Викулов, Д.Серенков.  В студии СГИК успешно работал Д. Чураков, в студии  «Самарт» и по ныне работает В.Тонковидов. Создал частную студию В.Работягин – там работали звукорежиссеры П.Поляков и В.Ермилов.  Студию создал и пианист А.Немнонов, где вместе с ним работали отличные музыканты-Н.Мачкасов, А. Лопотухин, В. Иванов. В телекомпании «Ностальжи», в студии работали П.Бородин и В.Зелянин (сейчас работает в Москве у В. Леонтьева). Начали работать частные студии где руководили звукорежиссеры П. Панов, Е. Долганов, П. Плаксин.
               Конечно упомянуть сразу всех не получится. На сегодняшний день в Самаре по моим развед. данным существуют почти 100 (сто) частных студий, где успешно работают выпускники СГИК (отделения звукорежиссуры), С.П.Университета профсоюзов и Московского института «Им.Гнесина».

               2    Что же такое современная студия звукозаписи? В идеале это достаточно сложный творческий-архитектурный комплекс. Хорошо, когда имеется несколько разных комнат-аппаратурная, комната для записи инструментов-тон камера, комната отдыха, боксы для барабанов, солистов и т.п. В реале этого добиться конечно непросто. Аренда помещения стоит гораздо больше, чем  получишь доходов. А еще и государство требует с тебя налоги, стоимость аппаратуры зашкаливает … А клиент хочет халявы – подешевле, записаться и свести и смонтировать , отмастерить все побыстрее, но чтоб звучало как у «фирмы». А он-клиент вовсе и не виноват, у клиента обычно денег нет, а хочется, чтобы звучало хорошо.
              Все смешалось в Доме Облонских. Олигархи под таинственной фамилией И.И.Иванов или О.И.Бендер начали создавать крутые студии в элитных помещениях - театр "Сатоб" ,Куйбышевская филармония, в посёлке  Управленческий, на ГТРК. Были планы у крутых "пацанов" создать супер студии в районе мемориала "им.Ленина" и где то еще...Об этом мне рассказывал мой друг А.Н Бердюгин- композитор, музыкант от Бога. Мы с ним мечтали еще в 1982г., что Государство, Администрация города или области выделят музыкантам помещение достойное МУЗЫКИ.  Одно из таких   таких помещений пустовало уже много лет рядом с Институтом культуры на Красноармейской улице.                            Так оно выглядит и пустует уже сорок лет и сегодня !  Ну, не музыкантам же его отдавать в самом деле. Это теперь называют Прорывом, Цифровизацией и Нац.проектом - годом "Культуры"! А еще годом "Музыки"...Хотя все они успешно провалены. Это официально признано Счетной комиссией  Р.Ф.
              В реале дело со студиями и звукозаписью обстоит так....Примерно сто студий различного уровня финансового вливания и грамотности персонала существуют в Самаре. Они базируются в Дворцах культуры, в клубах, гимназиях и школах, гаражах и даже в церквях. Звукорежиссерами в них работают люди с различным уровнем знаний и образования. Вот такие жуткие помещения с жутким трудом мы "выбиваем" от государства для создания "культурных ценностей". Ну к примеру Пед. институт- Пед. университет- ПГСГА, и еще много разных  гордых названий, предоставил нам для  создания студии звукозаписи и муз. компьютерного класса такое вот помещение!. Спасибо вам господа -товарищи - баре Вершинин и Ко. Сразу видна  ваша забота о Культуре.     Вот такое помещение дали нам.        
       А вот такая она (студия) стала через неделю, без всяких капитальных вложений! Только нашим желанием, умом и порядочностью создана студия № 1 в Самаре. Не по понтам конечно а по музыкальным результатам и вкладу в Культуру Самары и России.  Здесь записывались и анс."Гармония" , С.Войтенко и Храмков, Хоры Пед университета, оркестр русс.нар.инструментов  п\у Е.Лакирева и многие другие. Тут с нами работали известные музыканты, дирижеры, композиторы А.Бердюгин, Л.Вохмянин, Г.Файн, М.Щербаков, М.Левянт, А.Кац, А.Пахомов, М.Платонова, К.Саркисян и многие другие. 
       ..ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ 
Категории раздела
Концерты [0]
Предстоящие концерты в Самаре
Новые фотографии и видео [0]
Новые фотографии и видео созданные студией "СМС" или ретро материалы о самарских музыкантах.
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024