Главная » Файлы » Самарский джаз |
" ДЖАЗ В САМАРЕ : Вчера и Сегодня" - продолжение 4
28.Июл.2013, 00:55 | |
Дайте сакс – пойду учиться В 40-60-е годы, когда слово «джаз» у нас в стране еще счи- талось матерным, ни о каком об- учении этой музыке речь идти не могла. Малейшее отклонение от академической программы или просто увлечение эстрадно- джазовой музыкой учащихся и студентов специальных учебных заведений сулило им серьезные неприятности. А уже работаю- щие на профессиональной сцене музыканты были или не всег- да удачно переучившимися «академистами» или даже талантливыми самоучками из числа инженеров, ученых, архитекторов и филологов. А 50-60-е годы у нас вообще обозначились «походом инженеров в джаз». Достаточно вспомнить хотя бы известных джазменов, народных артистов России – архитектора Олега Лундстрема, станкостроителя Георгия Гараняна или дизайнера Алексея Козлова. Да и пионером советского джазового образования стал технарь – москвич Юрий Козырев, джазовый музыкант и «по совместительству» кандидат технических наук, доцент МИФИ (ныне – Национальный исследовате-льский ядерный университет). В 1967 г. он в родном институте создал вроде бы совсем непрофильную Школу джаза МИФИ, где студенты серьезно изучали историю, теорию и практику этой музыки. В 1971 г. школа переехала в ДК «Москворечье», стала именоваться Студией джаза и открыла свои двери для всех желающих. В ней преподавали лучшие джазовые силы страны, а студентов набиралось до 600 человек. Обучение в Студии прошли многие известные сегодня мастера отечественного джаза. Лишь в 1974 г. Министерство культуры РСФСР все-таки ввело эстрадно-джазовую специализацию в музыкальных учебных заведениях. Куйбышев к тому времени уже стал одним из джазовых центров Советского Союза: тут действовал джаз-клуб, регулярно проводились фестивали и концерты. Профессор Анатолий Майоров на занятиях в классе саксофона. 2010 г. Но джазовое образование в городе раскачивалось еще долго. В 1974-75 г. пианист Григорий Файн в музучилище вел джазовую специализацию, но она вскоре закрылась «за ненадобностью». И старейшее музыкальное учебное заведение города рассталось с джазом на 35 лет. Сказались дряхлые традиции: еще в 1962 г. студентки училища имели крупные неприятности за то, что в составе камерного ансамбля приняли участие в Первом куйбышевском джазовом фестивале. Хотя они выступили прекрасно и стали лауреатами. А вообще из стен музучилища с дипломом об академическом образовании в разные годы вышло немало музыкантов и вокалистов, позже успешно работавших в эстраде и джазе. Но благодаря усилиям нынешнего директора музучилища Ирины Кондольской появилась перспектива открытия в 2010 г. новой специализации – «музыкальное искусство эстрады». Кондольская, в отличие от некоторых своих предшественников сама любящая джазовую музыку, оптимистично смотрит в будущее. Оформление всех необходимых бумаг заняло длительное время, но отделение музыкального искусства эстрады уже работает два года. Сегодня здесь готовят музыкантов-инструменталистов и вокалистов. На отделении около 30 студентов, которые под руководством опытных преподавателей входят в мир эстрадно-джазовой музыки, познают осо- бенности этого музыкального жанра. В первом звене музыкального образования в Самаре дружба с джазом тоже еще только налаживается. Формально джаз в стандарт начального образования не введен. Но благодаря усилиям педагогов ряда музыкальных школ будущие Рихтеры и Ростроповичи и азы джаза начинают познавать с юных лет. В Самаре на базе Детской экспериментальной музыкально-хоровой школы (директор Татьяна Карташева) в дни весенних школьных каникул ежегодно проводится фестиваль «Музыкальный коллаж». В организации фестиваля участвуют и маститые музыканты и педагоги – Вячеслав Шевердин, Михаил Куликов и Александр Носов, в том числе готовят специальные сборники джазовых пьес, работают в жюри. Но фестиваль–это подведение итогов, финал. Директор студии «Движение» Сергей Равин. 2008 г. Ему предшествует большая кропотливая работа в самих музшколах. Здесь пока многое держится на энтузиазме, на искреннем желании директоров школ и педагогов, таких, как Марина Хачатурян, Ольга Помогайбина, Марина Майорова, Елена Кочедыкова, Ольга Медведева и других, ввести учеников в новый для них большой мир джазовой музыки. В Самаре 12 лет также работает джазовая студия общественной молодежной организации Клуб «Движение». Ее организатор Сергей Равин собирает одаренных ребят, которые после пятилетней подготовки в студии продолжают обучение в Самарской академии культуры и искусств, а кто-то даже сразу выходит на профессиональную сцену. Студия дает полноценные знания в общемузыкальных и специфически джазовых дисциплинах, а также и в практическом овладении музыкальным инструментом или вокалом. Студийные ансамбли успешно выступают на фестивалях и конкурсах. Талантливые студийцы не остаются незамеченными. Так, контрабасистка Ольга Круковская и гитарист Александр Родовский направлялись на стажировку в американский университет в Луисвилле. Позже Саша Родовский выиграл грант на годичное обучение в израильском филиале самого престижного в мире джазового колледжа Беркли и сегодня играет в Москве с отечественными звездами. А саксофонист Ильфат Садыков после обучения в студии и в СГАКИ повысил квалификацию во Франции в парижском филиале колледжа Беркли, а сегодня продолжает учиться в Парижской консерватории. В высшем звене образования Самары эстрадно-джазовая специализация пока, к сожалению, оказалась вне поля зрения Государственной социально-гуманитарной Академии. Хотя бывший Пединститут всегда имел солидные музыкальные кадры. Здесь много лет работал великолепный пианист и знаток джаза Алексей Трифонов, кстати, председатель жюри первого куйбышевского джазового фестиваля 1962 г. Среди нынешних педагогов – доцент Вячеслав Шевердин, композитор и практикующий джазовый пианист, а также доцент Ольга Жаркова, защитившая кандидатскую диссертацию по тематике джазового образования (редчайший в стране случай). Наиболее серьезно музыкально-джазовая подготовка поставлена сегодня в Самарской Академии культуры и искусств под руководством профессора Анатолия Майорова, ныне директора института современного искусства и художественных коммуникаций, а до недавнего времени заведующего кафедрой музыкального искусства эстрады. В Академии выбрано оптимальное соотношение общемузыкальных и специфически джазовых дисциплин. Каждый из 110 сегодняшних студентов выйдет из стен ВУЗа с дипломом руководителя эстрадного оркестра, сдав при выпуске и госэкзамен по избранному музыкальному инструменту. При общероссийской проблеме специальных кадров в СГАКИ работают квалифицированные специалисты. Это – известный пианист Григорий Файн, преподающий одновременно и в Московской консерватории. Это – контрабасист Николай Мачкасов, гитарист Евгений Дементьев, саксофонист Алексей Раскопов, пианист Дмитрий Болдырь. Освоение теоретических дисциплин с учетом и джазовой специфики, а также техники игры на инструменте зависит лишь от желания и усердия студента. Профессор Майоров считает, что и главному компоненту джаза – искусству импровизации научить тоже можно, хотя это не гарантирует превращения выпускника Академии в мастера. Природное дарование, уровень таланта, способность мыслить музыкальными образами здесь очень важны. В Академии существует студенческий биг-бэнд. Участие в нем – это и учебный оркестровый класс, и приобщение к профессии дирижера, и освоение сценических навыков. Оркестр постоянно участвует в различных фестивалях и конкурсах, дает концерты и пользуется успехом у слушателей. Анатолий Майоров уверен, что обучение джазу крайне необходимо, поскольку сегодня этот жанр в России вышел из детского возраста. Произошло четкое разграничение жанров, повысилась требовательность слушателей, которые, приходя в концертный зал, хорошо знают, что они хотят и должны услышать. Хотя пока в стране еще требует доработки общая система музыкальной подготовки на разных ступенях – от музыкальной школы до академии или консерватории. | |
Просмотров: 938 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |