Пятница, 25.Май.2018, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Самарская музыкальная студия
Главная » Файлы » Самарский джаз

" ДЖАЗ В САМАРЕ : Вчера и Сегодня" - продолжение 4
28.Июл.2013, 00:55
 Дайте сакс – пойду учиться
                                    
В 40-60-е годы, когда слово
«джаз» у нас  в стране еще счи-
талось матерным, ни о каком об-
учении этой музыке речь идти
не могла. Малейшее отклонение
от академической программы
или просто увлечение эстрадно-
джазовой музыкой учащихся и
студентов специальных учебных
заведений сулило им серьезные
неприятности. А уже работаю-
щие на профессиональной сцене
музыканты были  или не всег-
да удачно переучившимися «академистами» или даже талантливыми самоучками из числа инженеров, ученых, архитекторов и филологов.
      А 50-60-е годы у нас вообще обозначились «походом инженеров в джаз». Достаточно вспомнить хотя бы известных джазменов,  народных артистов России – архитектора Олега Лундстрема, станкостроителя Георгия Гараняна или дизайнера Алексея Козлова. Да и пионером советского джазового образования стал технарь – москвич Юрий Козырев, джазовый музыкант и «по совместительству» кандидат технических наук, доцент МИФИ (ныне – Национальный исследовате-льский  ядерный университет).
      В 1967 г. он в родном институте создал вроде бы совсем непрофильную  Школу джаза МИФИ, где студенты серьезно изучали историю, теорию и практику этой музыки.
В 1971 г. школа переехала в ДК «Москворечье», стала именоваться Студией джаза и открыла свои двери для всех желающих. В ней преподавали лучшие джазовые силы страны, а студентов набиралось до 600 человек. Обучение в Студии прошли многие известные сегодня  мастера отечественного джаза. Лишь в 1974 г.
      Министерство культуры РСФСР  все-таки ввело  эстрадно-джазовую специализацию в музыкальных учебных заведениях. Куйбышев к тому времени уже стал одним из джазовых центров
Советского Союза: тут действовал джаз-клуб, регулярно проводились фестивали и концерты.








 Профессор Анатолий  Майоров
 на занятиях в классе
 саксофона. 2010 г.                                 

      Но джазовое образование в городе раскачивалось еще долго. В 1974-75 г. пианист Григорий Файн в музучилище  вел джазовую специализацию, но она вскоре закрылась «за ненадобностью». И старейшее музыкальное учебное заведение города рассталось с джазом на 35 лет. Сказались
дряхлые  традиции: еще в 1962 г. студентки училища имели крупные неприятности за то, что в
составе камерного ансамбля приняли участие в  Первом куйбышевском джазовом фестивале. Хотя  они выступили прекрасно и стали лауреатами. А вообще из стен музучилища с дипломом об академическом образовании в разные годы  вышло немало музыкантов и вокалистов, позже успешно работавших в эстраде и джазе. Но благодаря усилиям нынешнего директора музучилища Ирины Кондольской появилась перспектива открытия  в 2010 г. новой специализации – «музыкальное искусство эстрады».                
           Кондольская, в отличие от  некоторых своих предшественников сама любящая джазовую музыку, оптимистично смотрит в будущее. Оформление всех необходимых бумаг заняло длительное время, но отделение музыкального искусства эстрады  уже работает два года. Сегодня здесь готовят музыкантов-инструменталистов и вокалистов. На отделении около 30 студентов, которые под руководством опытных преподавателей входят в мир эстрадно-джазовой музыки, познают осо-
бенности этого музыкального жанра. В первом звене  музыкального образования в Самаре дружба с джазом тоже еще только налаживается.
          Формально джаз в стандарт начального образования не введен. Но благодаря усилиям  педагогов ряда музыкальных школ будущие Рихтеры и Ростроповичи  и азы джаза начинают познавать с юных лет. В Самаре на базе Детской экспериментальной музыкально-хоровой школы (директор Татьяна Карташева) в дни весенних  школьных каникул  ежегодно проводится фестиваль «Музыкальный коллаж». В организации фестиваля участвуют и маститые музыканты и педагоги – Вячеслав Шевердин, Михаил Куликов и Александр Носов, в том числе готовят специальные сборники джазовых пьес, работают в жюри. Но фестиваль–это подведение итогов,  финал.

Директор студии «Движение»      Сергей Равин. 2008 г.

Ему предшествует большая кропотливая работа в самих  музшколах. Здесь пока многое держится на энтузиазме, на искреннем желании  директоров школ и педагогов, таких, как Марина Хачатурян, Ольга  Помогайбина, Марина  Майорова, Елена Кочедыкова, Ольга Медведева  и  других, ввести учеников в новый для них большой мир джазовой музыки.
           В Самаре 12 лет также работает джазовая студия  общественной молодежной организации Клуб «Движение». Ее организатор Сергей Равин собирает одаренных ребят, которые после пятилетней подготовки  в студии продолжают обучение в Самарской академии культуры и искусств, а кто-то даже сразу выходит на профессиональную сцену. Студия дает полноценные знания  в общемузыкальных и специфически джазовых дисциплинах, а также и в практическом  овладении музыкальным
инструментом или вокалом.
          Студийные ансамбли успешно выступают на фестивалях и конкурсах. Талантливые студийцы не остаются незамеченными. Так, контрабасистка Ольга Круковская и гитарист Александр Родовский направлялись на стажировку в американский университет в Луисвилле. Позже Саша Родовский выиграл грант на годичное обучение в израильском филиале самого престижного в мире джазового колледжа Беркли и сегодня играет в Москве с отечественными звездами. А саксофонист Ильфат Садыков после обучения в студии и в СГАКИ повысил квалификацию во Франции в парижском филиале колледжа Беркли, а сегодня продолжает учиться в Парижской консерватории.
         В высшем звене образования  Самары эстрадно-джазовая специализация пока, к сожалению,  оказалась вне поля зрения Государственной социально-гуманитарной Академии. Хотя бывший Пединститут всегда имел солидные музыкальные кадры. Здесь много лет работал великолепный пианист и знаток джаза Алексей Трифонов, кстати, председатель жюри первого куйбышевского джазового фестиваля 1962 г. Среди нынешних педагогов – доцент  Вячеслав Шевердин, композитор и практикующий джазовый пианист, а также доцент Ольга Жаркова, защитившая кандидатскую диссертацию по тематике джазового образования  (редчайший в стране случай).
        Наиболее серьезно музыкально-джазовая подготовка поставлена сегодня в Самарской Академии культуры и искусств под руководством профессора Анатолия Майорова, ныне директора института современного искусства и художественных коммуникаций, а до недавнего времени заведующего кафедрой музыкального искусства эстрады. В Академии выбрано оптимальное соотношение общемузыкальных и специфически джазовых  дисциплин. Каждый из 110 сегодняшних студентов выйдет из стен ВУЗа с дипломом руководителя эстрадного оркестра, сдав при выпуске и  госэкзамен по избранному музыкальному инструменту. При общероссийской проблеме специальных кадров в
СГАКИ работают квалифицированные специалисты.
         Это – известный пианист Григорий Файн, преподающий одновременно и в Московской консерватории. Это – контрабасист Николай Мачкасов, гитарист Евгений Дементьев, саксофонист Алексей Раскопов, пианист Дмитрий Болдырь. Освоение теоретических дисциплин с учетом и джазовой специфики, а также техники игры на инструменте зависит лишь от  желания и усердия студента. Профессор Майоров считает, что и главному компоненту джаза – искусству импровизации научить тоже можно, хотя это не гарантирует превращения выпускника Академии в мастера.
         Природное дарование, уровень таланта, способность мыслить музыкальными образами здесь очень важны.  В Академии существует студенческий  биг-бэнд. Участие в нем – это и учебный оркестровый класс, и приобщение к профессии дирижера, и  освоение сценических навыков. Оркестр постоянно участвует в различных фестивалях и конкурсах, дает концерты и пользуется успехом у слушателей. Анатолий Майоров уверен, что обучение джазу крайне необходимо, поскольку сегодня этот жанр в России вышел из детского возраста.
        Произошло четкое разграничение жанров, повысилась требовательность слушателей, которые, приходя в концертный зал, хорошо  знают, что они хотят и должны услышать. Хотя пока в стране еще требует доработки общая система музыкальной подготовки на разных ступенях – от музыкальной школы до академии или консерватории.
Категория: Самарский джаз | Добавил: cult | Теги: смс, Джаз, Вощинин, Samara, музыка, Культура, Самара
Просмотров: 553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои файлы [0]Самарский джаз [9]Оркестр русских народных инструментов "Виртуозы Самары". [0]Жизнь и судьбы самарских ресторанных музыкантов. [0]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018