Главная » Файлы » Самарский джаз |
27.Июл.2013, 15:30 | |
Свинг академика Сеницкого Ветераны самарского джаза. Слева-направо:Альберт Николаев, Тема «технарей в джазе» уже как-то затрагивалась в книге. Игорь Вощинин, Евгений Варламов, Упоминались известные российские и конкретно самарские Владимир Виттих, Юрий Сеницкий, джазмены, для которых музыка не была основной профессией, Лев Бекасов. 2002 г. еще хотя для кого-то таковой позже и стала. В этой главе встреча еще с одним самарским ученым-музыкантом. Доктор технических наук, член Российской и Американской Академии наук, заведующий кафедрой строительной механики Самарского государственного архитектурно-строительного университета Юрий Эдуардович Сеницкий – ученый с мировым именем. В 2002 г. знаменитый Кембриджский университет вручил ему медаль «2000 выдающихся ученых ХХI века». А в 2010 г. он получил Сертификат Американского биографического института о признании нашего земляка Человеком 2009 года уже в планетарном масштабе, с выделении его среди десятков миллионов коллег – претендентов из разных стран. В ходе написания книги авторы встретились с Юрием Сеницким. - Юрий Эдуардович, ваши выдающиеся достижения в науке – тема для отдельного большого разговора, но вы хорошо известны в Самаре и как джазовый пианист… - Да, дилемма «физика или лирика» в свое время передо мной стояла. Я родился в музыкальной семье. Моя бабушка закончила Варшавскую консерваторию, а мама была уже в Куйбышеве очень известным преподавателем музыки. Недавно в музыкальной школе №3 отмечали столетие со дня ее рождения. Так что мое приобщение к музыке было предопределено судьбой. Также, как и моего брата Анатолия, который стал известным музыкантом, саксофонистом. Он был руководителем оркестра кинотеатра «Художественный», «последнего из могикан» среди эстрадно-джазовых ансамблей, игравших в 40-70-х годах во всех кинотеатрах города. Я же после окончания музыкальной школы поступил в музучилище, но, закончив с золотой медалью общеобразовательную школу, уже после третьего курса ушел из училища и поступил в строительный институт. В музыку меня вводили великолепные педагоги, но, наверное, это решение было правильным. Я нисколько не жалею, и с этим институтом у меня связана вся жизнь. Физика в тот переходный период одолела лирику. Хотя любовь к музыке осталась навсегда, и дилемма просто перестала быть таковой. Я убежден, что любая личность должна быть гармоничной. Алгебра и гармония, точные науки и искусство, а у меня – сопромат, высшая математика и строительная механика успешно сосуществуют и дополняют друг друга. - Убедили. Но во время вхождения в музыку у вас были Чайковский, Бах и Бетховен. И вдруг… джаз? - Да, мама, мягко говоря, не очень одобряла мои ранние увлечения музыкой, которую я слушал на пластинках или в эфире на джазовой программе «забугорного» «Голоса Америки». Но, видя мои успехи в классическом пианизме, она как-то смирилась. Хотя дальше я уже не только дома подбирал что-то на слух, но и стал играть в ансамблях. Был оркестр ОДО, были другие составы, а став студентом строительного института, я организовал эстрадно-джазовый оркестр уже здесь. Простое увлечение джазом переросло в более глубокое познавание этой музыки. Наверное, это моя черта характера – стремление к проникновению в суть вещей. С любимым джазом я живу и сегодня. - Но вашу насыщенную жизнь ученого и педагога, видимо, сложно совмещать с увлечением музыкой? - Конечно. Но я нахожу время посещать филармонические концерты, слушаю записи из домашней фонотеки и еженедельные радиопрограммы «Вот вам джаз». Нередко дома сам сажусь за пианино. Час, проведенный за инструментом, дает прекрасную разрядку. Здесь ты переносишься в другой мир. Исчезает какой-то накопившийся негатив и появляются силы для дальнейшего научного творчества. Ведь наука и музыка очень близки – и то, и другое – творческий процесс. - Вот об этом чуть подробнее, пожалуйста. - Основа джаза – импровизация. А импровизация – это всегда поиск, в результате которого в музыке рождаются новые мелодии и интонации, а в науке – открытия. Так что процессы действительно схожи. Кроме того, и в искусстве, и в науке важны не только изначальная под- готовка, умение, знания, навыки, но и внутренний посыл, вдохновение, состояние души. Без них итог окажется ординарным, а удовлетворения не будет ни у автора, ни у того, кто позже увидит результаты труда. - Но вы музицируете не только дома? - Да, меня иногда приглашают и на джазовые фестивали и на концерты в Доме ученых. Как-то я отдыхал на туристическом теплоходе, где в составе творческой группы сопровождения был наш прекрасный пианист Григорий Файн. Выступать рядом с ним очень рискованно, но я отважился и тоже что-то поиграл. - А каково отношение студентов к своему солидному педагогу-академику и одновременно джазовому пианисту? - Сегодня студенты более коммуникабельны, раскрепощены, менее зажаты. В условиях современного технического оснащения обучения, да и вообще познания мира, у них огромные возможности. Многие воспринимают педагога не только как человека, несущего им знания, но и как личность. И здесь многосторонние интересы оцениваются с уважением. В университете у меня в кабинете висят какие-то афиши джазовых концертов. Студенты любопытствуют и порой возникают очень интересные «непрофильные» разговоры. Хотя в студенческой среде, увы, немало молодых людей, далеких от подлинных достижений культуры. Но только их самих в этом нельзя обвинять. Что им предлагает сегодня мощнейшая сеть телевидения? Попсовую «фабрику звезд», где с помощью технических средств и при наличии зелено-баксовой подпитки и желто-прессовой раскрутки можно добиться истерического визга зрителей на стадионном концерте бездаря? Или пресловутые конкурсы почти на звание лауреата районной жилищно-коммунальной конторы? Джаз сегодня перестал быть модным увлечением, приправленным привкусом запретного плода. Он в какой-то степени стал элитной му- зыкой, найдя свою собственную нишу и своих слушателей. В этом нет ничего плохого. Слава Богу, прошли времена, когда директора строй-конторы обязывали организованно «выводить в свет» подчиненных штукатуров и маляров на органные концерты из произведений Баха. Но ведь сегодня полностью утрачена вся система культурного воспитания человека, система приобщения к искусству, музыке, литературе, система развития художественного вкуса. Создалась затхлая атмосфера формирования населения с низким интеллектом. Кто-то сказал, что населения в стране много, а граждан мало. Граждан в смысле полноценного развития homo sapiens. Сегодня преобладает интерес ко всему, что вписывается в понятие «срубить бабки». Но ведь еще более двух тысяч лет назад Диоген сказал, что страсть к деньгам – мерило великого порока. Я убежден, что в процессе формирования культурного гражданина огромное значение имеет приобщение к художественным ценностям, к музыке, в том числе и к прекрасному искусству джаза. С и н к о п ы Т о л ь я т т и Тольятти сегодня занимает весьма заметное место в Российской культуре, а по организации всевозможных праздников искусств не уступает и губернской столице. В плане джаза город вообще в российских лидерах – он один из немногих в стране, где городская филармония имеет в штате джазовый оркестр. Самара, увы, сегодня этого позволить себе не может. Серьезное вхождение в джаз тольяттинских музыкантов началось с первых куйбышевских фестивалей. В конце 60-х здесь на сцену вышел оркестр Волжского автозавода под управлением Юрия Каграманова.Нельзя сказать, что биг-бэнд поразил уже иску Владимир шенных куйбышевских слушателей, – он был еще любительским, да и выступал на одной сцене с серьезными конкурентами. В репертуаре звучали не очень удачно «снятые с дисков» известные стандарты. Но заявка была сделана, а в последующих выступлениях оркестра был заметен уже явный прогресс. Позже на куйбышевских фестивалях появился талантливый пианист из Тольятти с Анатолием Кроллом. 2006 г. которые сегодня являются солистами биг-бэнда Тольяттинской филармонии. В 1994 г. в Тольятти появился и свой джазовый фестиваль. Его организатором стал директор ДК «Синтезкаучук»Урал Шарипов, большой любитель джаза и сам в прошлом – музыкант. Фестиваль быстро завоевал популярность в стране, а с 1997 г. официально получил имя Олега Лундстрема. Так, в 2003 г. в фестивале приняло участие около 300 музыкантов из 13 городов, а только биг-бэндов было 12 ! Среди талантливых тольяттинских исполнителей можно выделить интересного пианиста Владимира Градобоева. Обучался музыке он в Ульяновске, где увлекся джазом, а на выпускном экзамене в музучилище даже отважился исполнить 3-ю часть фортепианного концерта Джорджа Гершвина. Уже в 90-х Владимир перебрался в Тольятти, где сразу обратил на себя внимание, выступив на фестивале с сольной программой из композиций Эрролла Гарнера и Оскара Питерсона. Далее была работа с упоминаемым уже ансамблем «Тольятти-Джаз- Транзит», сольные выступления, участие в джазовых фестивалях. Как пианист Градобоев отличался тонким вкусом, прекрасной техникой, напористым свингом и великолепным пониманием особенностей стиля мировых мастеров джазового фортепиано, к творчеству которых он сам обращался постоянно. Затем Владимир Градобоев в роли «свободного художника» выступал с сольными фортепианными программами, а также в составе интересного дуэта со скрипачом Владимиром Мулюкиным. Гастрольная джазовая афиша Тольятти сегодня очень богата. Сюда обязательно приезжают все с оркестром Валерия Мурзова. 2011 г. в разные города страны, а в 2005 г. выступал в Германии. В родных филармонических стенах оркестр В репертуаре оркестра присутствуют как композиции классического свинга, так и аранжировки современного джаза. И это требует, конечно, серьезной профессиональной подготовки музыкантов и умения быстро перестроиться в стилистике с учетом новой программы. Некоторые ведущие инструменталисты биг-бэнда были уже названы, есть и талантливые вокалисты – Ольга Денщикова, Алла Хубак, Александр Новиков. Одному из авторов этих заметок довелось вести на сцене филармонии концерт, посвященный десятилетию оркестра. Эмоции в зале были абсолютно искренними, а на сцене юбиляров приветствовали и представители городской администрации, и коллеги из других творческих коллективов Тольятти. А в феврале 2013 г. коллектив оркестра праздничным концертом отметил свой 15-летний юбилей. Концерт прошел великолепно, причем для участия в нем была специально приглашена из-за океана известная вокалистка Клэрди. Афроамериканская певица очень быстро нашла общий язык с тольяттинским биг-бендом – и это был не знающий границ язык джаза. | |
Просмотров: 1284 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |