Пятница, 25.Май.2018, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Самарская музыкальная студия
Главная » Файлы » Самарский джаз

" ДЖАЗ В САМАРЕ : Вчера и Сегодня" - продолжение 3
27.Июл.2013, 15:30
                                                     Свинг  академика  Сеницкого

                                           
        


                                                         
                                                     
                                                        
                                                     
Ветераны самарского джаза.          
Слева-направо:Альберт Николаев,          Тема «технарей в джазе» уже  как-то затрагивалась в книге.
Игорь Вощинин, Евгений Варламов,     Упоминались известные российские и конкретно самарские          
Владимир Виттих, Юрий Сеницкий,     джазмены, для которых  музыка не была основной профессией, 
Лев Бекасов. 2002 г.                          еще  хотя для кого-то таковой  позже и стала. В этой главе
                                                         встреча еще с одним   самарским ученым-музыкантом.
 Доктор технических наук, член Российской и Американской Академии наук, заведующий кафедрой   строительной механики   Самарского   государственного   архитектурно-строительного университета Юрий Эдуардович Сеницкий – ученый с мировым именем. В   2002   г.   знаменитый   Кембриджский   университет   вручил   ему   медаль «2000 выдающихся ученых ХХI века». А в 2010 г. он получил Сертификат Американского биографического института о признании нашего земляка Человеком 2009 года уже в планетарном масштабе,  с выделении
его среди десятков миллионов коллег – претендентов из разных стран. В ходе написания книги авторы встретились с Юрием Сеницким.
    -   Юрий   Эдуардович,   ваши   выдающиеся   достижения   в   науке – тема для отдельного большого разговора, но вы хорошо известны в Самаре и как джазовый пианист…
    - Да, дилемма   «физика или лирика» в свое время передо мной стояла. Я родился в музыкальной семье. Моя бабушка закончила Варшавскую консерваторию, а мама была уже в Куйбышеве очень известным
преподавателем музыки.  Недавно в музыкальной школе №3 отмечали столетие со дня ее рождения. Так что мое приобщение к музыке было предопределено судьбой. Также,        как и моего брата Анатолия, который стал   известным   музыкантом,   саксофонистом. Он был  руководителем оркестра   кинотеатра   «Художественный»,   «последнего   из   могикан» среди эстрадно-джазовых ансамблей, игравших в 40-70-х годах во всех кинотеатрах города. Я же после окончания музыкальной школы поступил в музучилище, но, закончив с золотой медалью общеобразовательную   школу,   уже   после   третьего   курса   ушел   из   училища   и   поступил   в строительный институт. В музыку меня вводили великолепные педагоги, но,  наверное, это решение было правильным. Я нисколько не жалею,
и с этим институтом у меня связана вся жизнь. Физика в тот переходный период одолела лирику. Хотя любовь к музыке осталась навсегда, и дилемма просто     перестала быть таковой. Я убежден, что любая личность должна быть гармоничной. Алгебра и гармония, точные науки и искусство, а у меня  – сопромат, высшая математика и строительная механика успешно сосуществуют и дополняют друг друга.
    - Убедили. Но во время вхождения в музыку у вас были Чайковский, Бах и Бетховен. И вдруг… джаз?
    - Да, мама, мягко говоря, не очень одобряла мои ранние увлечения музыкой, которую я слушал на пластинках или в эфире на джазовой программе «забугорного» «Голоса Америки». Но, видя мои успехи в классическом пианизме, она как-то смирилась. Хотя дальше я уже не только дома подбирал что-то на слух, но и стал играть в ансамблях. Был оркестр ОДО, были другие составы, а став студентом строительного института, я организовал эстрадно-джазовый оркестр уже здесь. Простое увлечение джазом переросло в более глубокое познавание этой музыки. Наверное, это моя черта характера – стремление к проникновению в суть вещей. С любимым джазом я живу и сегодня.
    - Но вашу насыщенную жизнь ученого и педагога, видимо, сложно совмещать      с увлечением музыкой?
    - Конечно. Но я нахожу время посещать филармонические концерты, слушаю записи из домашней фонотеки и  еженедельные радиопрограммы   «Вот   вам   джаз».   Нередко   дома   сам   сажусь   за   пианино.   Час, проведенный       за  инструментом,     дает  прекрасную разрядку.   Здесь  ты
переносишься в другой мир. Исчезает какой-то накопившийся  негатив и появляются силы для дальнейшего научного творчества. Ведь наука и музыка очень близки – и то, и другое – творческий процесс.
    - Вот об этом чуть подробнее, пожалуйста.
    -   Основа   джаза   –   импровизация.   А   импровизация   –   это   всегда   поиск, в результате которого       в музыке рождаются новые мелодии и интонации, а в науке – открытия. Так что процессы действительно схожи. Кроме того, и в искусстве, и в науке важны не только изначальная под-
готовка, умение, знания, навыки, но и внутренний посыл, вдохновение, состояние души. Без них итог окажется ординарным, а удовлетворения не будет ни у автора, ни у того, кто позже увидит результаты труда.
    - Но вы музицируете не только дома?
    - Да, меня иногда приглашают и на джазовые фестивали и на концерты в Доме ученых. Как-то я отдыхал на туристическом теплоходе, где в составе творческой группы сопровождения был наш прекрасный пианист   Григорий   Файн.   Выступать   рядом   с   ним   очень   рискованно,   но   я
отважился и тоже что-то поиграл.
    - А каково отношение        студентов к своему солидному          педагогу-академику     и одновременно джазовому пианисту?
    - Сегодня студенты более коммуникабельны, раскрепощены, менее зажаты. В  условиях  современного   технического   оснащения   обучения, да и вообще познания мира,  у них огромные возможности. Многие воспринимают педагога не только как человека, несущего им знания, но и как   личность.   И   здесь   многосторонние    интересы   оцениваются   с   уважением. В университете у меня в кабинете висят какие-то афиши джазовых концертов. Студенты любопытствуют и порой возникают очень
интересные   «непрофильные»   разговоры.   Хотя   в   студенческой   среде, увы, немало молодых людей, далеких от подлинных достижений культуры. Но только    их самих    в этом нельзя обвинять. Что им предлагает сегодня мощнейшая сеть телевидения? Попсовую «фабрику звезд», где с помощью технических средств и при наличии  зелено-баксовой  подпитки и желто-прессовой раскрутки можно добиться истерического визга зрителей на стадионном концерте бездаря? Или пресловутые конкурсы почти    на звание   лауреата    районной жилищно-коммунальной конторы? Джаз сегодня перестал быть модным увлечением, приправленным привкусом запретного плода. Он в какой-то степени стал элитной му-
зыкой, найдя свою собственную нишу и своих слушателей. В этом нет ничего   плохого.   Слава   Богу,   прошли   времена,   когда   директора   строй-конторы   обязывали   организованно   «выводить   в   свет»   подчиненных штукатуров   и   маляров   на   органные   концерты   из   произведений   Баха. Но   ведь   сегодня   полностью   утрачена   вся   система   культурного   воспитания человека, система приобщения к искусству, музыке, литературе, система развития художественного вкуса. Создалась затхлая атмосфера
формирования населения с низким интеллектом. Кто-то сказал, что населения в стране много, а граждан мало. Граждан в смысле полноценного развития    homo sapiens. Сегодня преобладает интерес ко всему, что вписывается в понятие «срубить бабки». Но ведь еще более двух тысяч лет назад Диоген сказал, что страсть к деньгам – мерило великого порока. Я убежден, что в процессе формирования культурного гражданина огромное значение имеет приобщение к художественным ценностям, к музыке, в том числе и к прекрасному искусству джаза.

С и н к о п ы   Т о л ь я т т и  
 

Тольятти  сегодня  занимает весьма заметное  место в  Российской   культуре, а по организации  всевозможных  праздников  искусств  не  уступает и губернской столице. В плане джаза город  вообще в российских  лидерах – он один из немногих  в стране, где  городская филармония имеет в штате джазовый оркестр. Самара, увы, сегодня этого позволить себе  не может. Серьезное вхождение в джаз тольяттинских музыкантов началось с первых куйбышевских фестивалей. В конце 60-х  здесь на сцену вышел оркестр Волжского автозавода под управлением  Юрия Каграманова.Нельзя сказать, что биг-бэнд   поразил уже  иску

  Владимир
Градобоев. 2004 г.

шенных куйбышевских слушателей, – он был еще любительским, да и выступал на одной сцене с серьезными конкурентами. В репертуаре звучали  не очень удачно «снятые с дисков» известные стандарты. Но заявка была сделана, а в последующих выступлениях оркестра был заметен уже явный прогресс. Позже на куйбышевских фестивалях появился талантливый пианист из Тольятти
Геннадий  Стрельников,   игравший и соло, и в дуэте, и в трио с участием одного из ведущих сегодня контрабасистов страны  Антона Ревнюка. Юность Антонапрошла   в   Тольятти. Затем   он   поступил  
в   музыкальное   училище  имениГнесиных, после окончания которого  остался в Москве. В дуэте и трио уже звучали интерпретации мелодий современного джаза, а также авторские композиции. Позже       
сам   Стрельников окончательно перебрался в Москву и стал профессиональным  музыкантом.
Из других участников первых  куйбышевских   фестивалей  нужно отметить контрабасиста  Валентина Зубова. Правда, в конце 60-х в Куйбышеве он еще представлял Воронежский джаз-клуб, организованный известным музыковедом и переводчиком многих книг о джазе Юрием Верменичем. Позже, перебравшись в Тольятти, Зубов  здесь играл в разных ансамблях. На Тольяттинском фестивале 2003 г. музыкант был признан лучшим контрабасистом.Общий интерес к джазу  в Тольятти с годами рос, тем более, что здесь появились специальные музыкальные учебные заведения и уже формировалась весьма специфическая аудитория слушателей джазовых  концертов, любителей этой музыки.  В 70-х годах в Тольятти заявил о себе талантливый гитарист Виктор Мельников, игравший  с разными составами. В конце 90-х он вместе  с пианистом  Владимиром  Градобоевым собрал группу «Тольятти-Джаз-Транзит», где   играли интересные исполнители, включая саксофониста Алексея Дмитрова и вокалистку   Ольгу   Денщикову,                                                        Оркестр Тольяттинской филармонии


                                                                          с Анатолием Кроллом. 2006 г.



которые  сегодня   являются солистами биг-бэнда Тольяттинской филармонии. В 1994 г. в Тольятти появился и свой джазовый фестиваль. Его организатором стал директор ДК «Синтезкаучук»Урал   Шарипов, большой   любитель джаза  и сам в   прошлом     музыкант.   Фестиваль   быстро завоевал   популярность   в   стране,  а с 1997   г.   официально  получил   имя Олега Лундстрема.
Причем, во многих  музыкальных праздниках непосредственно принимал участие и сам биг-бэнд патриарха российского джаза. Именно его концертом по традиции закрывался фестиваль.

  В   разные годы   на тольяттинскую  фестивальную  сцену выходили многие звезды отечественного и зарубежного джаза, включая Георгия Гараняна, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Игоря Бриля, Сергея  Манукяна,  Сэнди Патон, Питера Кларка и других. Девять фестивалей прошло   в ДК «Синтезкаучук»,        а начиная с десятого он перешел под крышу Тольяттинской филармонии. Одна из особенностей тольяттинского музыкального праздника – его массовость. За 2-3 дня любители музыки могли услышать более 20 ансамблей и оркестров самых разных стилей и  направлений.

Так, в 2003 г. в фестивале приняло  участие около 300 музыкантов из 13 городов, а только биг-бэндов было 12 !    Среди   талантливых     тольяттинских   исполнителей   можно  выделить интересного  пианиста  Владимира  Градобоева.    Обучался   музыке   он в Ульяновске, где увлекся джазом, а на выпускном экзамене в  музучилище    даже   отважился   исполнить   3-ю   часть  фортепианного   концерта   Джорджа  Гершвина.   Уже   в  90-х   Владимир  перебрался  в Тольятти, где сразу обратил на себя внимание, выступив на фестивале с сольной программой из композиций  Эрролла     Гарнера    и Оскара Питерсона. Далее была работа  с  упоминаемым  уже   ансамблем   «Тольятти-Джаз- Транзит», сольные выступления, участие в джазовых фестивалях. Как пианист Градобоев отличался тонким вкусом, прекрасной техникой, напористым  свингом  и великолепным   пониманием   особенностей   стиля мировых мастеров джазового фортепиано, к творчеству которых он сам обращался постоянно. Затем Владимир  Градобоев  в роли «свободного художника» выступал с  сольными фортепианными программами, а также в составе интересного дуэта со скрипачом Владимиром  Мулюкиным.
С этой программой музыканты с успехом выступали и в Самаре. Но творческая судьба   замечательного   пианиста  неожиданно   прервалась – он скоропостижно скончался в ноябре 2010 г.



    Гастрольная    джазовая афиша Тольятти сегодня очень богата. Сюда обязательно   приезжают   все  
отечественные   и   зарубежные музыканты, выступающие в губернской столице, в том числе пианист Даниил Крамер   со   своим  филармоническом   абонементом  и международным   фестивалем. Бывают
и те, кто до Самары не доезжает. Но ударным звеном джазового Автограда является биг-бэнд филармонии. Его организатор и руководитель Валерий Мурзов окончил Тольяттинское  музучилище, а затем Уфимский институт искусств. Первый состав был собран для работы в  цирке-шапито. Но там работа была сезонной  и постоянную крышу оркестру предоставил ДК «Синтезкаучук». Здесь оркестр вырос до полного биг-бэнда и стал участником джазового фестиваля, а с 1998 г. вошел в штат Тольяттинской филармонии. Уже в статусе филармонического оркестр выезжал на фестивали и концерты

                                            Американский певец Джейми Дэвис
                                          
с оркестром Валерия Мурзова. 2011 г.

 в разные города страны, а в 2005 г. выступал в Германии. В родных филармонических   стенах   оркестр  
постоянно   дает   концерты. Несколько лет  в планах работы   филармонии      присутствуют     абонементные программы с участием биг-бэнда «Путешествие в мир джаза»,  «Джаз на все   времена».  
Оркестр   принимает   участие  и   в   ежегодных фестивалях «Тольяттинская музыкальная осень» и, конечно же, в фестивалях джаза. На концертах с оркестром выступают гастролирующие российские и   зарубежные солисты. Многолетняя   дружба сложилась  у оркестра  с солистом оркестра им. Олега Лундстрема  заслуженным артистом России Юрием Шихиным. У певца богатый репертуар мелодий,   которые  сделали мировыми хитами такие звезды, как Фрэнк Синатра, Тони Беннет, Дин Мартин. Неоднократные совместные выступления вокалиста с биг-бэндом  проходили с огромным успехом.

     Плотные творческие контакты у биг-бэнда уже много лет существуют с народным артистом   России   Анатолием Кроллом, который регулярно приезжает в Тольятти и выходит на сцену и как дирижер и в роли солирующего пианиста, а также делает для оркестра аранжировки. А 2011 г. тольяттинские джазмены для участия в своих концертах стали приглашать молодых музыкантов, студентов специальных учебных заведений города.

   
В репертуаре оркестра присутствуют как композиции классического свинга, так и аранжировки современного джаза. И это требует, конечно, серьезной профессиональной подготовки музыкантов и умения быстро перестроиться в стилистике с учетом новой программы. Некоторые ведущие   инструменталисты биг-бэнда были уже названы, есть и талантливые вокалисты – Ольга  Денщикова, Алла  Хубак, Александр  Новиков. Одному из авторов этих заметок довелось вести на сцене филармонии концерт, посвященный десятилетию оркестра. Эмоции в зале были абсолютно искренними, а на сцене юбиляров приветствовали и представители   городской администрации, и коллеги из других   творческих коллективов Тольятти. А в феврале 2013 г. коллектив оркестра праздничным 

концертом  отметил свой 15-летний юбилей. Концерт  прошел великолепно, причем для участия в нем была специально приглашена из-за океана известная вокалистка Клэрди. Афроамериканская певица очень быстро нашла общий язык с тольяттинским биг-бендом – и это был не знающий границ язык джаза.

    Не известно, любил ли музыку и слышал ли когда-нибудь вообще джаз лидер итальянских коммунистов Пальмиро  Тольятти. Но волжский город его имени сегодня вполне достойно вписался в мир джазовых синкоп.
Категория: Самарский джаз | Добавил: cult
Просмотров: 696 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои файлы [0]Самарский джаз [9]Оркестр русских народных инструментов "Виртуозы Самары". [0]Жизнь и судьбы самарских ресторанных музыкантов. [0]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018